Об организации / Новости отрасли

Новости отрасли

30.07.2014
Перспективы морской авиации РФ Читать полностью
30.10.2013
Дроны российского флота.
Какие беспилотные летательные аппараты нужны отечественному ВМФ в первую очередь? Читать полностью
03.10.2013
Особенность новой программы вооружения. Читать полностью
01.10.2013
«Северная верфь» спустила на воду новый разведкорабльЧитать полностью
15.01.2013
Морская авиация получит новый прицельный комплекс. Читать полностью
31.10.2012
Основные направления отечественного кораблестроения.  Читать полностью
21.06.2012
ВС США приобретут 10 самолетов Бе-200 в варианте для ночных полетов. Читать полностью
11.01.2012
Есть кое-какие успехи и в нашем Отечестве.  Читать полностью
10.10.2011
В России будут созданы авиаотряды беспилотниковЧитать полностью
06.10.2011
Первый полет самолета-амфибии Бе-200 «Петр Стрелецкий». Читать полностью
14.09.2011
Требования к беспилотникамЧитать полностью
05.09.2011
Беспилотники настойчиво просят связи с землей. 


Беспилотники у нас остаются на периферии внимания

Хорошо известно, что системы вооружений рано или поздно исчерпывают возможности своего развития. Например, буксируемая ствольная артиллерия в целом достигла своего предела к середине ХХ века. Недаром даже в США и России, не говоря уже о странах послабее, до сих пор остаются на вооружении орудия времен Второй мировой или первых послевоенных лет. Сейчас все очевиднее становится, что некуда дальше развиваться и танкам, по крайней мере – в их традиционной компоновке. И, похоже, все ближе подходит к своему пределу пилотируемая авиация.

Цены на современные боевые самолеты становятся все более «неприличными». Из-за этого даже США могут закупать их все меньше (об этом «НВО» писало в статье «Сокращение военных расходов может разорить Пентагон», 19.08.11). Чрезвычайно высокие требования в плане интеллектуального уровня, физической и морально-психологической подготовки предъявляются к пилотам таких машин.

Затраты на подготовку летчиков оказываются сравнимы со стоимостью самолета, пилоты превращаются в такой же «штучный товар», как и их самолеты. По этим причинам применение современных самолетов в бою становится очень проблематичным – слишком велика цена потерь людей и техники. Возможность воевать без потерь должна быть обеспечена применением высокоточных боеприпасов, однако они также оказываются очень дорогими, кроме того, резко возрастает цена боевого обеспечения.

Человек за бортом

Иногда даже возникает ощущение, что создание истребителей 5-го поколения – это путь в тупик. Американцы со своими F-22 и F-35 уже зашли в него, туда же движутся Россия в паре с Индией (T-50/FGFA), а также Китай (J-20). Не исключено, что Европа, отказавшаяся от подобного проекта из-за нехватки денег и отсутствия желания воевать, окажется в итоге самой умной. Впрочем, могут вовремя «соскочить» и прагматичные китайцы, если поймут, что лучше сделать за одинаковые деньги пять истребителей 4-го поколения, чем один – 5-го.

В связи с этим заметно растет интерес к авиации беспилотной. В первую очередь потому, что она гораздо дешевле пилотируемой. И сам БПЛА как минимум на порядок дешевле истребителя-бомбардировщика и даже штурмовика. И подготовка оператора гораздо дешевле и проще, чем подготовка летчика, хотя бы из-за гораздо менее жестких критериев медицинского отбора. Кроме того, что чрезвычайно важно, потеря аппарата не ведет к потере оператора. Отсутствие человека на борту позволяет уменьшить размеры БПЛА, а также увеличить диапазон допустимых перегрузок. При этом быстрое развитие средств связи, навигации, оптической аппаратуры, программного обеспечения позволяет поддерживать надежную связь с беспилотниками в случае управления ими с земли, а также открывает возможность ведения ими автономных боевых действий без всякого вмешательства операторов.

В результате пилотируемая разведывательная авиация в значительной степени уже ушла в прошлое, разведку теперь осуществляют беспилотники. Сейчас активно развиваются ударные БПЛА. Сложнее всего будет создать беспилотный истребитель, но практически все эксперты сходятся во мнении, что если истребитель 6-го поколения вообще удастся создать, то он будет только беспилотным.

На Западе традиционным «передовиком» в области развития беспилотной авиации является Израиль, где всегда умели беречь людей и экономить деньги. В этой стране создано большое семейство тактических разведывательных беспилотников: «Хантер», «Харпи», «Гермес», «Серчер» и мн. др. Израильтяне чрезвычайно эффективно применили БПЛА еще в Ливанской войне 1982 года, причем они сразу поняли необходимость интеграции этих аппаратов с авиацией и артиллерией, т.е. передачи разведданных летчикам и артиллеристам в реальном масштабе времени. Маленькие и тихие БПЛА было крайне сложно заметить и сбить, поэтому они постоянно висели над передовыми позициями сирийцев. Если же их все-таки сбивали, можно было не очень переживать, поскольку аппарат был дешевым.

Американцы очень многое позаимствовали у израильтян, применив беспилотники в войне с Ираком в 1991 году. Собственно, первым опытом использования БПЛА в ВС США было применение аппаратов «Файрби» во время Вьетнамской войны. Оно было достаточно успешным, тем не менее развития не получило, поэтому пришлось через два десятилетия брать пример с союзников. И идти гораздо дальше их, поскольку глобальность американских амбиций не позволяла ограничиваться тактическими БПЛА.

В результате было создано множество разведывательных аппаратов. С одной стороны – стратегических, например, RQ-4 «Глобал Хок», который имеет боевой радиус 4,5 тысячи км, высоту полета почти 20 км и способен находиться в воздухе без посадки почти 40 часов. С другой стороны – множество не только тактических, но даже мини- и микро-БПЛА. Беспилотники, запускаемые с руки, должны стать составной частью экипировки каждого солдата на поле боя. А БПЛА в виде насекомых должны проникать буквально в любую щель. Именно наличие широкого диапазона разведывательных БПЛА, обеспечивающих максимальную ситуационную осведомленность и полностью интегрированных со средствами управления и поражения, сделало возможным реализацию концепции сетецентрической войны – без них она нереализуема в принципе.

Одноразовые бойцы сетецентрической войны

Вполне естественно, что за разведывательными последовали ударные беспилотники. Уже больше 10 лет США успешно применяют на Ближнем и Среднем Востоке БПЛА «Предатор», на счету этих аппаратов тысячи уничтоженных боевиков «Аль-Каиды» и «Талибана». Правда, дальность полета и боевая нагрузка «Предатора» очень ограниченны, поэтому он подходит лишь для противопартизанской войны. Гораздо большими возможностями обладает поступающий сейчас на вооружение МQ-9 «Рипер». Самым же перспективным на сегодняшний день представляется палубный БПЛА Х-47В, который по своим ТТХ будет мало чем уступать боевым самолетам. Разрабатывается ударный микро-БПЛА Т-RАМ, который будет нести одну 40-миллиметровую гранату (правда, он будет одноразовым). Излишне говорить о том, что и ударные беспилотники сразу создаются как важнейший элемент сетецентрической войны.

Европа сильно отстает в этом плане от США и Израиля. Однако сейчас для нее боевые БПЛА могут оказаться хорошим заменителем боевой авиации, которой у европейцев становится все меньше. Для противопартизанских и небольших классических войн (типа ливийской) беспилотники могут оказаться «в самый раз», а большую войну Европа не будет вести в любом случае. Европейским «Предатором» должен стать тактический ударный БПЛА «Барракуда». Интересно, что он официально называется «Беспилотный летательный аппарат в сетецентрическом окружении» (Agile UAV within Network-Centric Environments).

Разумеется, в гонку беспилотников включился Китай. Сегодня он далеко обогнал в этой сфере Европу и приблизился к США и Израилю. Причем параллельно с разведывательными они сразу развивают и боевые БПЛА, возможно, компенсируя этим свое сохраняющееся отставание в области ударной авиации.

На прошлогоднем авиасалоне в Чжухае Китай представил широчайший ассортимент беспилотников, включая боевые. Например, WJ-600 не имеет явных аналогов в мире (даже в США и Израиле). Он предназначен для ведения разведки, РЭБ и нанесения ударов по наземным целям, несет не менее двух ракет «воздух–поверхность». На видеопрезентации было показано, что этот беспилотник может как сам уничтожать вражеский автомобиль, так и наводить береговые ПКР на эскадру противника. В качестве ретранслятора для него выступает дирижабль. Вторым боевым беспилотником, немного меньших размеров, является «Илонг» («Птеродактиль»). Судя по виду, он является точной копией «Предатора». Американцы, разумеется, не передавали его даже ближайшим союзникам, а уж про Китай странно было бы и говорить в этом аспекте. Китайским разведчикам, которые сумели украсть столь важный для американцев образец боевой техники, можно стоя аплодировать. Еще у НОАК есть небольшой боевой беспилотник СН-3 с весьма приличной боевой нагрузкой в 640 кг.

Что касается разведывательных БПЛА, то стратегический аппарат, подобный «Глобал Хоку», китайцы презентовали еще в 2009 году. А четырьмя годами раньше на аналогичной выставке в Чжухае китайцы демонстрировали БПЛА «Аньцзян», который был представлен как сверхзвуковой (или даже гиперзвуковой) беспилотный истребитель. У США ничего похожего нет даже на уровне концепции. Тут остается лишь верить, что китайцы, возможно, нагло блефуют.

Необходимо отметить, что в Китае прекрасно понимают необходимость интеграции разведывательных БПЛА с боевыми системами. В частности, в боекомплект системы РСЗО WS-2 (самой дальнобойной в мире) входят беспилотники, непосредственно обеспечивающие подразделения этой системы разведданными. Имеются сведения о том, что новый китайский танк будет оснащен «личным» беспилотником.

И спокойно в свой удел через море полетел

Поскольку БПЛА сделать проще, чем самолет, сегодня ими занимается множество стран, включая, например, Иран, Мексику, Вьетнам. А вот у нас с этим, увы, проблемы. СССР еще в 70-е годы, как это ни странно сейчас прозвучит, находился на передовых рубежах развития беспилотной авиации. Однако мы пошли не по тому пути. Кроме того, сильно сказалось наше отставание в области средств связи. БПЛА «Стриж» и «Рейс» имели очень высокую скорость и большую дальность полета, но при этом очень значительные размеры и массу, что крайне усложняло их наземное обслуживание, а также делало уязвимыми для ПВО противника. Главное же, что данные аэрофотосъемки оставались на борту аппаратов, т.е. если аппарат терялся, то вместе с ним пропадали и данные. Наконец, даже если аппарат вернулся, то до конечного потребителя доставленные им данные доходили, мягко говоря, не скоро. Все это заметно снижало ценность аппарата. Интересно, что в упомянутой Ливанской войне 1982 года сирийцы применяли БПЛА «Рейс», однако никакой пользы им это не принесло.

Практически единственным тактическим БПЛА в наших ВС оказалась «Пчела» в составе комплекса «Строй». Его высота, дальность и продолжительность полета, а также качество передаваемого изображения были в разы ниже, чем у израильских аппаратов, а уровень шума – в разы выше. На вооружение его приняли только в ВДВ, использовали в Чечне и, как ни странно, остались довольны, ибо лучше такая техника, чем никакой.

Скандально высокие потери российских ВВС в ходе войны с Грузией, особенно гибель Ту-22М, который использовался как раз в качестве разведчика, стали причиной многочисленных требований к военным создать наконец нормальные беспилотники. Это вызвало крайнее раздражение значительной части генералитета, которые совершенно не видели смысла в этих «заморских изысках» и считали допустимым потерю стратегических бомбардировщиков в ходе разведывательных миссий. Еще большее возмущение военных руководителей вызвало решение купить беспилотники в Израиле, поскольку наша промышленность создать что-либо приемлемое в этой области так и не сумела, хотя деньги благополучно освоила.

Поскольку беспилотники летают, они были отданы в распоряжение ВВС, которые рассматривали их в прежней советской парадигме – больших и быстрых машин, ведущих разведку в глубоком тылу противника. А главный потенциальный потребитель разведывательной информации – Сухопутные войска – если эту информацию вообще получит, то неизвестно когда. Точнее, известно, когда она будет уже не нужна, поскольку устареет.

В прошлом году появилось некоторое понимание того, что не надо повторять с беспилотниками то же безумие, которое было совершено с армейской авиацией. И необходимо отдать их сухопутчикам. Это не может не радовать, но остается вопрос: а те же сухопутчики понимают, зачем им беспилотники?

У нас вроде бы принято решение перенять концепцию сетецентрической войны. Под нее создается даже АСУ тактического звена «Созвездие». Дело, однако, в том, что без интеграции в нее тактических беспилотников «израильского типа» никакое «Созвездие» никому не нужно. Точно так же, как беспилотники никому не нужны, если они не интегрированы в «Созвездие» на «корневом» уровне. Есть подозрение, что этого «наверху» не понимают. Очень хотелось бы ошибаться, но факты подтверждают подозрение.

В частности, не вселяет оптимизма «беспилотная» часть МАКС-2011. Больше всего БПЛА на нем представила компания IAI (Israel Aerospace Industries). Израильтяне поняли, что они уже проникли на гигантский российский рынок, теперь надо добиваться успеха. Интересно отметить, что, кроме израильтян, больше всего беспилотников на МАКСе представила Белоруссия в лице 558-го авиаремонтного завода. Не имея своей полноценной авиационной промышленности, эта страна смогла создать ее эрзац на базе бывшего АРЗ ВВС СССР. Теперь этот завод занимается модернизацией МиГ-29 и Су-27, а также начал делать БПЛА совместно с КБ «Индела» – легкие тактические беспилотники, сделанные по аналогии с израильскими. Белорусы показали целых четыре БПЛА: «Беркут», «Indela-6M», «Indela-I.N.Sky» (вертолетный) и «Гриф-1».

Российский ассортимент беспилотников оказался довольно скромным. В МАИ сделан (по собственной инициативе) маленький (20 кг) БПЛА «Икосаэдр», способный, однако, находиться в воздухе 3,5 часа. Уральский завод гражданской авиации (Екатеринбург) начинает выпуск БПЛА «Форпост», который представляет собой копию израильского беспилотника «Серчер». Он оснащен двигателем Jabiru 2200 мощностью 80 л.с. Максимальная взлетная масса – 454 кг, масса полезной нагрузки – 100 кг. Максимальная скорость – 204 км/ч, рабочая скорость – 110–140 км/ч. Максимальная продолжительность полета равна 17,5 часа.

Наконец, концерн «Вега», который у нас считается «главным по беспилотникам», представил натурный образец БПЛА «Луч», разработанный в инициативном порядке на собственные средства – что само по себе очень четко отражает отношение нашего военного руководства к данному классу техники. «Луч» предназначен для решения задач оптико-электронной, радиолокационной, радио- и радиотехнической разведки и ретрансляции. Боевой радиус – 250–500 км. Максимальная скорость полета – 270 км/ч, максимальная высота – 7 тыс. метров. Продолжительность полета 18 часов (при увеличении размаха крыла и увеличенном запасе топлива – до 30 часов). Взлетная масса БПЛА – до 800 кг. Возможна установка ударного оружия общей массой до 170 кг либо в контейнере под фюзеляжем, либо на пилонах под крыльями.

Кроме этого аппарата, «Вега» предлагает (в форме рекламных проспектов) целый набор малых и сверхмалых БПЛА «Дрозд», «Типчак», «Ласточка», а также аэростатный комплекс мониторинга и ретрансляции, способный взаимодействовать с этими аппаратами. «Ласточка» имеет массу всего 3 кг, боевой радиус – 20 км, продолжительность полета – 1,5 часа. Стартует с руки, приземляется на парашюте, несет видеокамеру, тепловизор, фотоаппаратуру. Другие аппараты, имеющие массу от 10 до 90 кг, стартуют с катапульты, в воздухе могут находиться от 2 до 8 часов, радиус – от 40 до 120 км. Наконец, «Вега» предлагает безымянный БПЛА средней дальности, ТТХ которого, впрочем, ниже, чем у «Луча».

К сожалению, остается неясным, нужно ли это нашему Минобороны. И до какой степени готовности доведены эти аппараты самой «Вегой» (между рекламным проспектом и реальным аппаратом – дистанция огромного размера). Но в целом МАКС-2011 подтвердил, что беспилотники у нас остаются на периферии внимания, разработки отечественных аппаратов ведутся в инициативном порядке самими фирмами. И это грозит нам полным и окончательным выпадением из военного мейнстрима. Причем наше военно-политическое руководство даже не поймет, что Россия выпала из мейнстрима, пока нам не объяснят это на практике. Как в июне 41-го...


Александр Анатольевич Храмчихин -
заместитель директора Института политического и военного анализа

02.09.2011
Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение.
27.07.2011
Минтранс занялся вопросами организации полетов БЛАЧитать полностью
21.07.2011
Беспилотники для Вооруженных сил будут строить и закупать в России. Читать полностью
06.07.2011
Рынок новых тактических и мини-БЛА в 2011-2014 гг. ожидает умеренный рост. Читать полностью
28.04.2011
Грядет эпоха беспилотниковЧитать полностью
20.04.2011
Электронную промышленность будут спасать по частям. Читать полностью
18.03.2011
Минобороны РФ заинтересовано в приобретении БЛА всех модификаций. Читать полностью
16.03.2011
Атакуют роботы. Читать полностью
16.03.2011
Руководству Минобороны России показали израильские и отечественные БПЛАЧитать полностью
15.03.2011
Минобороны РФ в рамках ГПВ-2020 делает ставку на принципиально новые образцы оружияЧитать полностью
09.03.2011
Мини-оружие для малых БЛАЧитать полностью
09.03.2011
Цветная камера ночного виденияЧитать полностью
04.03.2011
Мировой рынок беспилотников удвоится за десять лет. Читать полностью
02.03.2011
Командование ВМФ на оперативном сборе наметит перспективы развития до 2020 года этого вида российских ВСЧитать полностью
01.03.2011
Новой армии - новое оружиеЧитать полностью
28.02.2011
Беспилотная техника - армии и обществуЧитать полностью
25.02.2011
ВМФ России пополнятся ста кораблями к 2020 году. Читать полностью
18.02.2011
Рынок военных роботов в 2016 году превысит $ 8 млрд. Читать полностью
18.02.2011
Индия и Израиль интересуются самолетом Бе-200Читать полностью